Административно-управленческие расходы

Взыскание платы за содержание и ремонт жилого помещения, включая административно-управленческие расходы

В целом мировые судьи правильно применяют положения ст.ст.154, 156 ч.8 Жилищного кодекса Российской Федерации и взыскивают с граждан-неплательщиков плату за содержание и ремонт жилого помещения, включая административно-управленческие расходы, которые относятся к платежам за услуги и работы по управлению многоквартирным домом в силу прямого ч.1,2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также плату за коммунальные услуги, перечень которых приведен в ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.

При рассмотрении данной категории дел следует учитывать, что Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года (далее Правила…2006 года), установлен перечень работ и услуг, связанных с содержанием общего имущества дома (пункт 11).

Перечень жилищно-эксплуатационных услуг, приведенный в Правилах…2006 года, определяет объем работ и услуг, обеспечивающих минимально допустимое качество содержания общего имущества дома в соответствии с требованиями законодательства (пункты 10,11 Правил…2006 года). Расходы по оплате услуг подлежат возмещению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, являющимися одновременно сособственниками общего имущества дома.

Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены единые органы, компетентные устанавливать размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества - для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного потребительского кооператива, и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций.

Таковыми являются органы управления товарищества собственников жилья и органы управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива.

В силу ст.145 Жилищного кодекса Российской Федерации установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества входит в компетенцию общего собрания членов товарищества. Соответственно, этот же орган компетентен устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для лиц, не состоящих в членах товарищества.

Компетенция органов управления жилищного кооператива определяется Уставом кооператива.

Наряду с минимально необходимыми для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услугами и работами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (ч.2.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации), граждане, проживающие в многоквартирном доме, могут получать и другие, дополнительные жилищно-эксплуатационные услуги, поэтому они вправе принять решение о финансировании подобных расходов за счет личных средств.

Введение по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (органов управления товарищества собственников жилья, жилищного (жилищно-строительного кооператива) дополнительных услуг, направленных на обеспечение более комфортных и безопасных условий проживания в доме, закону не противоречит.

Жильцы вправе принять решение об установке домофонов и их обслуживании, организации служб охраны дома и придомовой территории, регистрационного учета и выдачи справок, о содержании консьержа и др.

Такие решения, принятые общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, являются обязательными для собственников помещений дома (п. 5 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Если соответствующие решения были приняты органами управления товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного кооператива в пределах их компетенции, определенной законом и Уставом, расходы на оплату таких услуг подлежат возмещению всеми собственниками дома, независимо от наличия отношений членства в товариществе собственников жилья или жилищном кооперативе.

Для членов некоммерческих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, решения органов управления этих организаций (товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов) является обязательным.

Для граждан, отказавшихся от вступления в члены указанных организаций, проживание в доме, переданном большинством собственников в управление товариществу собственников жилья или кооперативу, предполагает необходимость несения тех расходов, которые большинство собственников общего имущества признали необходимыми.

Взимание таких платежей, не основанное на членстве либо на договоре, может иметь место по основаниям главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии, что указанные лица пользовались такими услугами (результатами услуг) или улучшениями либо имеют реальную возможность ими пользоваться, поскольку иное означало бы неосновательное обогащение за счет других лиц. При этом расходы исполнителя услуг не подлежат возврату в случаях, установленных ст.1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, к примеру, если, поставляя услуги, он знал о принятии собственниками помещений решения об отказе от его услуг.

Судами правильно отклоняются возражения ответчиков об отсутствии у граждан, не состоящих в членах товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива, договорных отношений с этими организациями (ч.6 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации), поскольку  обязанность собственника жилого помещения нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (ст.ст.30,39 ч.1,158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации), оплачивать коммунальные услуги не связана с его членством в товариществе собственников жилья либо потребительском кооперативе и не освобождает от несения расходов, связанных с управлением, содержанием и эксплуатацией дома, и от оплаты услуг, которыми он фактически пользуется.

Отсутствие заключенного с гражданами в письменной форме договора социальной найма жилого помещения правильно рассматривается мировыми судьями как обстоятельство, не освобождающее от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку действующее на момент вселения ответчиков законодательство не предусматривало обязательное заключение договора социального (жилищного) найма в письменной форме; проживая в жилом помещении, граждане фактически пользуются им на условиях договора социального найма, потребляют коммунальные услуги, которые должны оплачивать.

Удельный вес дел указанной категории является значительным. Характер дел и их количество во многом способствуют тому, что мировые судьи стали относится к ним без должного внимания. Участились  случаи поверхностного, поспешного рассмотрения дел, повлекшего принятие неправильного судебного постановления, вынесения немотивированных решений, на которые следует реагировать вынесением частных определений.

За изучаемый период допускались существенные нарушения норм материального права, которые обусловлены недостаточным знанием нормативной базы.

Так, апелляционным решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга по делу судебного участка № 72 Санкт-Петербурга изменено решение мирового судьи в части размера взысканной с Щ.С.Ю. в пользу товарищества собственников жилья задолженности по оплате коммунальных услуг в связи с нарушением п.11 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку мировым судьей не учтено, что непроживание собственника в принадлежащем ему жилом помещении не является основанием для невнесения им платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В случае временного отсутствия по месту жительства какого-либо из лиц, проживающих в квартире, действующим законодательством предусмотрена возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг. В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года.

 

Санкт-Петербургский городской суд 

ОБОБЩЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ПО РАССМОТРЕНИЮ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ МИРОВЫМИ СУДЬЯМИ И РАЙОННЫМИ СУДАМИ В АПЕЛЛЯЦИОННОМ ПОРЯДКЕ В 2012 ГОДУ