Выплата компенсации за наем жилых помещений

При решении вопроса о назначении и выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам соответствующих органов судам следует обратить внимание, что для назначения такой компенсации необходимо не только факт отсутствия у истца жилого помещения для постоянного проживания, но и наличие права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством.

 

Никулин С.А. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в назначении и выплате компенсации за наем (поднаем), взыскании невыплаченной компенсации за период с 01 января 2009 года по 28 октября 2011 года в размере 765 000 рублей.

В обоснование заявленных требований Никулин С.А. указывал, что с июля 2003 года проходит службу в органах по контролю за оборотом наркотиков, с 1998 года зарегистрирован по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, Липовский пр., д.19, кв.37, не обеспечен жилым  помещением на территории Санкт-Петербурга, место регистрации находится в 100 км от Санкт-Петербурга, ежедневный путь на работу и домой составляет более 5 часов, в связи с чем вынужден снимать жилое помещение для проживания.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 марта 2012 года исковые требования Никулина С.А. удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03 июля 2012 года решение районного суда изменено: суд взыскала с Управления ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Никулина С.А. 720 000 рублей невыплаченной компенсации за наем (подаем) жилого помещения за период с 01 января 2009 года по 28 октября 2011 года; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

            Удовлетворяя исковые требования Никулина С.А., судебные инстанции руководствовались положениями Постановления Правительства №852 от 27.12.2004 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы РФ», предусматривающего, что сотрудникам  органов внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам  гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы РФ, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, сотрудникам таможенных органов, переводимым по службе в другую местность и не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, но не более 15000 рублей - в г.г. Москве и Санкт-Петербурге.

При этом суд сделал вывод о том, что регистрация истца в кв.37 д.19 по Липовскому проезду в г. Сосновый Бор не может лишать его права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения в Санкт-Петербурге.

Президиум, отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления указал, что судом не применены иные нормативные акты, регулирующие возникшие правоотношения, что привело к неправильному истолкованию закона.

Указом Президента РФ от 05 июня 2003 года №613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающее в п.72, что при переводе по службе в другую местность за сотрудником и проживающими с ним членами семьи на время его службы в другой местности бронируется в установленном порядке занимаемое жилое помещение по месту постоянного жительства. При этом по новому месту службы сотруднику и членам его семьи предоставляется служебное жилое помещение. В  случае отсутствия такой возможности соответствующий орган наркоконтроля арендует для сотрудника и проживающих с ним членов семьи на время службы жилое помещение либо выплачивает ему ежемесячную денежную компенсацию расходов на наем (подаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в Положении содержится раздел, регулирующий обеспечение сотрудников службы наркоконтроля жилыми помещениями.

Так п.123 предусмотрено, что сотрудникам и лицам, уволенным со службы наркоконтроля с правом на получение пенсии и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, органы наркоконтроля предоставляют жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п.124 Положения указано, что сотрудники имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, в порядке, определяемом правительством Российской Федерации, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2011 года №747 были утверждены Правила предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, предусматривающие условия такой выплаты.

Содержащиеся в Положении и Правилах нормы корреспондируются с  положениями Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №852 «О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, лицам начальствующего состава Государственной фельдъегерской службы РФ», где в п.3 указано, что выплата денежной компенсации производится в установленном размере со дня найма (поднайма) жилого помещения и прекращается со дня предоставления сотруднику в установленном порядке жилого помещения или изменения других условий, влекущих за собой прекращение выплаты денежной компенсации.

В  судебном заседании Президиума Никулин С.А. пояснил, что  собственниками квартиры в г. Сосновый Бор являются его родители. В собственность квартира перешла по договору приватизации в 2002 году. От участия в приватизации квартиры он, Никулин С.А., отказался.

Из имеющейся в материалах дела справки паспортно-бухгалтерского центра г. Сосновый Бор Ленинградской области усматривается, что в квартире 37 дома 19 по Липовскому проезду общей площадью 71,8 кв.м.  зарегистрированы четверо, в том числе и Никулин С.А. Таким образом, истец не является лицом, не имеющим жилого помещения для постоянного проживания.

Поскольку Никулин С.А. не признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не переводился на работу в Управление ФСКН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области из другой местности, обеспечен жилой площадью для постоянного проживания в г. Сосновый Бор Ленинградской области, предусмотренных законом оснований для выплаты ему компенсации за наем жилого помещения в Санкт-Петербурге  не имеется.

Отсутствие у Никулина С.А. жилого помещения для постоянного проживания в Санкт-Петербурге не может являться единственным и безусловным основанием для получения компенсации за наем жилого помещения при том, что его нуждаемость в улучшении жилищных условий не установлена в порядке, предусмотренном законодательством, регулирующим социальные гарантии сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.  

 

(Постановление Президиума СПб ГС  №44г-111/2012 от 14 ноября 2012 года)

 

Обобщение практики рассмотрения дел

президиумом Санкт-Петербургского городского суда

по гражданским делам за 2 полугодие 2012 года