Учетная норма в 18 кв.м

При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения положения ст. 5 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» применяются в случае, если лицо было поставлено на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г., поскольку нормы действующего жилищного законодательства об учетной норме в 18 кв.м определяют обеспеченность жилыми помещениями после 1 марта 2005 г.

Определением судебной коллегии от 4 октября 2012 года № 33-12771 отменено решение Невского района Санкт-Петербурга об отмене распоряжения Администрации Невского района; обязании ответчика восстановить истцов на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что не установлено обстоятельств обеспечения истцов жилой площадью по нормам действующего жилищного законодательства по учетной норме предоставления жилой площади, составляющей 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Судебная коллегия не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции на основании следующего.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 г., гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно п. 16.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде от 7 сентября 1987 г. с изменениями, внесенными распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга № 565-р от 10 июня 1999 г. «О мерах по повышению эффективности использования вновь вводимой и освобождаемой жилой площади государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга», нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет) проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской, занимающие жилую площадь 5,5 кв. м  и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь в домах государственного и общественного жилищного фонда, в домах жилищно-строительных кооперативов и принадлежащих гражданам на праве личной собственности.

В силу пункта 29.1 данных Правил снятие граждан с учета производится в случаях, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилых помещений - 9 кв.м на человека.

Суммарная общая площадь всех жилых помещений, имеющихся в собственности членов семьи истцов, а именно комнаты жилой площадью 10,10 кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Подвойского, и 3-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Народная, жилой площадью 42,20 кв.м, составляет 52,3 кв.м (10,10 кв.м + 42,20 кв.м). Соответственно с учетом состава семьи  истцов (4 человека), на каждого приходится по 13,07 кв.м, что более установленного п. 29.1 Правил размера.

Суд первой инстанции при определении уровня обеспеченности истцов общей площадью жилого помещения необоснованно руководствовался положениями ст. 5 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», поскольку нормы действующего жилищного законодательства об учетной норме в 18 кв.м определяют обеспеченность жилыми помещениями на период после 01.03.2005 г., притом, что в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим до указанной даты, у заявителей отпали основания, в связи с которыми они были поставлены на учет, у Администрации Невского района Санкт-Петербурга имелись основания для снятия их с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, согласно ст. 5 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», на которую ссылается суд в решении, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

Методика расчета доли семьи или одиноко проживающего гражданина в общей площади коммунальной квартиры определена Инструкцией о порядке оформления документов при вселении граждан в жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, утвержденной приказом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2005 г. № 80-п.

Согласно методике расчета, при расчете доли семьи в общей площади коммунальной квартиры жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей всех жилых комнат. Общая площадь квартиры определяется как сумма всех частей квартиры, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

При расчете доли семьи в общей площади коммунальной квартиры общая площадь коммунальной квартиры делится на жилую площадь коммунальной квартиры и умножается на жилую площадь, занимаемую гражданами.

Согласно характеристики жилого помещения (форма 7), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Подвойского, общая площадь данной квартиры составляет 45,90 кв.м, жилая площадь - 28,30 кв.м.

Применяя данную методику, судебная коллегия приходит к выводу, что общая площадь в коммунальной квартире, приходящаяся на долю собственности С.А. и С.Н., составляет 16,38 кв.м (45,90 кв. м / 28,30 кв. м * 10,10 кв.м).

Согласно характеристике жилого помещения (форма 7), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Народная, общая площадь квартиры составляет 57,40 кв.м.

Следовательно, размер общей площади жилых помещений составляет 18,44 кв.м на человека (16,38 кв. м + 57,40 кв. м. / 4 человека), что превышает минимальный размер общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

При таких обстоятельствах, распоряжение Администрации Невского района Санкт-Петербурга о снятии С.А. и С.В. с учета нуждающихся по улучшению жилищных условий является законным и обоснованным.

 

Обобщение судебной практики

Судебной коллегии по гражданским делам

Санкт-Петербургского городского суда за 2012 год